ЖКУ: будь в курсе своих прав!

Сегодня принято и даже модно говорить о правах потребителя. Однако действительно ли каждый рядовой гражданин знает свои права — пусть не на уровне профессионала, а хотя бы на минимально необходимом для того, чтобы не допустить в отношении себя явного произвола? К сожалению, таких людей — единицы.

Одной из наиболее «конфликтогенных» сфер является жилищно-коммунальная. Произнося это слово — ЖКУ, мы чаще всего вспоминаем о недостатках обслуживания, а представители этой сферы — о злостных неплательщиках, из-за которых срываются плановые работы и сами коммунальщики не получают заработной платы. Поэтому в адрес «должников» поставщики услуг предусматривают множество разнообразных санкций, далеко не все из которых являются законными.

Сегодня, в условиях экономического кризиса, в «черном списке» неплательщиков нередко оказываются не только «классические» нарушители — алкоголики, наркоманы и другие лица, ведущие антиобщественный образ жизни, но и люди, потерявшие работу, многодетные семьи, пенсионеры, не успевшие вовремя оформить субсидию. И часто жертвами коммунального произвола оказываются не те, на кого уже, как говорится, рукой махнули, а именно перечисленные категории граждан, которые и рады бы ежемесячно погашать свой коммунальный долг, однако оплатить присылаемые им счета просто не в состоянии.

Как правило, таким людям юристы рекомендуют оформить субсидию, однако процедура это длительная и непростая, а коммунальщики даже зимой не устают грозить «ограничениями» тепла и прочих жизненно важных услуг. Поэтому, чтобы не оказаться в роли жертвы, всем «кандидатам на отключение» следует пройти элементарный юридический ликбез. Существует ряд документов, регулирующих взаимоотношения поставщиков услуг и их потребителей. В первую очередь, это Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 г. Москва «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В нем достаточно подробно указаны права и обязанности обеих сторон, а также отдельными пунктами — правила, касающиеся отключения и ограничения коммунальных услуг. К примеру, предупреждение о возможном приостановлении услуг должно вручаться гражданину лично (под роспись) за месяц до отключения и содержать полный перечень услуг, которые предполагается ограничить.

При непогашении долга поставщик имеет право ограничить предоставление указанных в предупреждении услуг, однако ни при каких обстоятельствах не могут быть отключены холодное водоснабжение, водоотведение, а в период отопительного сезона — отопление. И все угрозы прекратить их поставку или каким-либо образом ограничить являются незаконными.