Развитие уголовного законодательства после распада СССР

После распада Союза ССр наметились и начали происходить огромные перемены, как в политическом, так и в социально-экономическом плане. Страна вступала на новый этап развития и реформированию должны были подвергнуться все сферы государственного регулирования. Тяжело было не только государству, как единому социально- политическому механизму, тяжело было и каждому гражданину, в обязанности которого теперь входила неизбежная адаптация к условиям нового государственного устройства. Реформирование сферы уголовного законодательства началось по многим причинам. Прежде всего, это, конечно же, причины экономического характера. Изменения в экономическом устройстве государства неизбежно влекут за собой изменения и в политической, и в правовой сферах общественной жизни. Появление в экономике страны зачатков рыночных отношений отразилось на изменениях в системе уголовного законодательства. К примеру, теперь осужденный на исправительные работы мог проходить их не только по месту постоянной трудовой деятельности, но и стал обязан встать на учет в органах службы занятости, либо самостоятельно трудоустроиться. Еще одной причиной, послужившей началу реформирования уголовного законодательства Российской Федерации, явилось то, что произошли резкие и кардинальные изменения в социальной сфере общества. Именно поэтому многие пункты Исправительно-трудового кодекса стали противоречить современной системе государственного устройства. К примеру, содержание заключенного под стражей в духе «уважения к правилам социалистического общежития» противоречило Конституции Российской Федерации. Нельзя не отметить следующую важную причину разработки и принятия новых нормативных документов, регулирующих нормы уголовного права. Суть вопроса этой причины заключается в том, что в работе прежнего исправительно-трудового законодательства существовало множество недоработок и юридических недостатков. Уголовно-исполнительный кодекс начал свое действие с июля 1997 года. Сравнимая предыдущие нормативные акты стало ясно видно, что в России большое количество времени существовали диспропорции между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Они тесно связаны между собой, и такое положение вещей существенно влияло на качество исполнения наказаний. После принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, эти системы стали единым целым. Это позволило им функционировать намного слаженнее, четче, а самое главное, в соответствии с правовыми и моральными нормами. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, в отличие от Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации содержал всего тринадцать статей, в свою очередь система последнего была расширена до 24 статей. Это произошло за счет дополнения кодекса рядом поправок и норм, определяющих правовое положение заключенных, контролирующих взаимоотношения исполнительного законодательства Российской Федерации с другими правовыми актами. Стоит добавить, что при расхождении предписаний уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и пунктами международных договоров вопрос решается в соответствии с международными договорами, ведь Россия постепенно прочно входит в мировое сообщество. Таким образом, проследив путь развития уголовного права России можно отметить, что путь этот был долгий и отнюдь не легкий. Проекты уголовного законодательства менялись в соответствии с периодами развития страны и безусловно зависели от всех исторических, политических, социальных, экономических и других изменений, которыми богата история нашей страны. Развитие системы уголовного законодательства не стоит на месте. В наше переходное время очень важно уделять должное внимание не только системе исполнения наказаний, но и системам, борющимся с ростом преступности. Только единый, целостный механизм системы уголовного права поможет избежать множества ошибок и противоречий. Именно поэтому система уголовного законодательства постоянно совершенствуется, для того чтобы ее целостная работа отвечала всех требованиям справедливости и моральных норм.