Регулирование рынка биологически активных добавок (часть первая).

Биологически активные добавки стали привычным явлением нашей жизни. Большинство из нас либо употребляет некоторые из них, либо собирается - «пора, наконец, заняться своим здоровьем». Но действительно ли это полезно организму или мы все – жертвы рекламы?

В наше время значение аббревиатуры «БАД» не известно разве что ребенку. У биологически активных добавок набралось немало сторонников, но едва ли не больше и противников. И аргументов в свою пользу каждый может привести великое множество. И если старания тех, кто благодаря БАД и сетевому маркетингу зарабатывает на жизнь, вполне объяснимы, то мотивы довольно большого числа бескорыстных «агитаторов» казалось бы не ясны. Но, значит, им тоже есть, что сказать!

Биологически активные пищевые добавки появились не так давно. Человек тысячелетиями пополнял свои энергетические затраты посредством пищи разного вида. Но цивилизация постепенно приучала его к мысли, что он не может больше тратить столько времени на поиски и приготовление пищи. Все большим спросом пользовались продукты, которые легко хранятся, быстро готовятся, легче насыщают желудок. Тем самым человек, выбирая пищевые продукты по этим критериям, а не по степени их полезности, добровольно лишил себя необходимых веществ и, вместе с тем, приобрел болезни, ранее ему совершенно не свойственные. Выяснилось, что некоторые необходимые вещества находятся только в определенной группе продуктов, и даже в некоторой части этих продуктов, например, шелухе и проростках зерен. И вскоре люди научились выделять эти вещества из продуктов. Так и появились первые биологически активные пищевые добавки. Но химия не стоит на месте. Казалось, что любое натуральное вещество можно синтезировать и тем самым удешевить. И на смену натуральным БАД пришли синтетические. Искусственные добавки вызывали у многих людей аллергию, их формула была несовершенной. Но начало было положено. Биологически активные добавки прочно заняли свое место в рационе многих людей.

Конечно, нельзя преуменьшать эффективность нетрадиционной медицины. Как бы не старались научно объяснить знахарские методы, секреты восточных целителей, все равно остается в этом частичка непознанного, неразгаданного. Казалось бы, в биодобавках содержатся те же самые вещества, что есть в нашем рационе и в различных лекарствах, но действуют они несколько иначе.

Биологически активные добавки нередко содержат вещества, применять которые нужно с осторожностью. Для кого-то применение БАД полезно или, по крайней мере, безопасно, а кому-то они лишь усугубят тяжесть течения болезни. Однако решить это должен специалист, а не человек, чьей основной задачей становится продажа БАД под любым предлогом.

Именно поэтому государство решило взять производство и распространение БАД под свой контроль. С момента их появления на рынке в девяностых годах правовые отношения между государственным контролем и производителями БАД значительно изменились. Первое время рынок БАД был практически нерегулируемым. Продавали все, что хотели и где хотели. Под маркой «чудесных пилюль от похудения» или «волшебного средства от всех болезней» могло продаваться какое угодно вещество. Именно тогда перед законодателями остро стал вопрос о систематизации рынка, постановке его на правовые рельсы, создании законов, регламентирующих деятельность субъектов, имеющих отношение к производству или поставке из-за границы биологически активных добавок.

В настоящее время в действие введены санитарно-гигиенические требования к производству биологически активных добавок, правилам хранения и транспортировки. Кроме того, распространение и реклама БАД тоже регулируется законодательными актами.

Однако, в этой сфере по-прежнему не все так гладко. Всегда можно найти лазейки, как обойти те или иные препятствия при сертифицировании продукта. Доходы от продажи «псевдолекарств» велики, поэтому теневые дельцы идут на многое ради легкой наживы. БАД производятся в подпольных цехах, санитарно-гигиеническое состояние которых совершенно не отвечает требованиям для подобных производств. Более того, по большей части вместо действующих веществ, которые должны выходить в состав конкретного продукта, потребителю подсовывают в лучшем случае «пустышку», а в худшем - вещество, способное нанести вред после регулярного употребления.

Продажа контейнеров здесь еще больше.